Предисловие
Всё то, что мы здесь пишем и читаем, пронизано, как правило, общим лейтмотивом: как мне понравилось и как мне было хорошо. Я конечно не собираюсь рассказывать в этом отчёте о том, что мне было плохо, но назову это «почему я этого больше делать не буду». Ни в коем случае не воспринимайте это как критику окружающих или окружаемого. Место и люди сами по себе отличные, ничего плохого мне не сделали, наоборот, старались, как могли. Я сама блондинко. Но хочу всё-таки поделиться своим взглядом на события.
Конец предисловия
Вы все знаете, как я люблю горы. В Приэльбрусье, например, езжу по два-три раза в год. И каждый раз, сколько бы времени я там ни провела, всё равно не хочу уезжать. Не так давно я стала ездить и в Хибины, они ближе и доступнее, это идеальный вариант, когда у тебя в распоряжении имеется 5-6 свободных дней – слишком мало, чтобы ехать на Кавказ. Когда я открыла для себя Гималаи, я попала в третье измерение, границы реальности расширились до невообразимых прежде пределов.
И вот этим летом я решила посетить новый для себя район Кавказа, колыбель советского альпинизма Безенги. Наверное, главной моей ошибкой с само начала было то, что я не выяснила, что же из себя представляет жизнь в настоящем альплагере в целом, и что из себя будет представлять моя жизнь в частности. Мне говорили, что это – волшебное, уникальное место. И я не стала вдаваться в подробности…
На высоте 2200м у слияния двух рек, вытекающих из огромных ледников Мижирги и Безенги, раскинулся обособленный мирок альпинистов. Ближайший посёлок находится в 20км ниже по ущелью, а здесь только двухэтажные фанерные домики, деревянные коттеджи повыше и даже каменная башня для VIP-персон. Альпинисты живут либо в фанерных домиках, либо в своих палатках, которые можно ставить здесь же, на территории. Есть ещё отдельные здания столовой и душа. Горячая вода в душе была бы весьма кстати, потому что не смотря на то, что Безенги находятся примерно на такой же высоте, что и Терскол, климат здесь заметно суровее, по утрам очень холодно, первое желание – надеть на себя термобельё, не вылезая из-под спальника, который я предпочла местным одеялам. Если же днём не выглядывает солнышко, то тёплую одежду снимать не хочется совсем (июль месяц!). К умывальникам, которые стоят прямо на улице, вода, судя по её температуре, подведена из ближайшей ледниковой реки. Итак, вся надежда на горячий душ! Ан нет! Я думала, вода здесь хотя бы по расписанию, а оказалось по принципу «Как повезёт!» Стоит отметить, что за 10 дней мне повезло один раз, и то напор был такой, что шампунь мне пришлось смывать минут пятнадцать.
Но что такое бытовые условия по сравнению с великолепием окружающих меня гор? Когда же я впаду в медитативное состояние, отключившись от мирской суеты, оставшейся там внизу? «Сегодня я слишком устала после дороги» – подумала я, когда мы к семи часам вечера наконец-таки добрались до альплагеря, дорога была не простой: наш переезд Москва-МинВоды-Безенги начался в два часа ночи. «Надо выспаться, и после завтрака можно начинать впадать… А, кстати, во сколько завтрак?» Когда мне сообщили, что завтрак в восемь, я решила, что это ещё куда ни шло, в горах я к этому привыкла. Радость была кратковременной, ибо оказалось, что до завтрака надо выйти на зарядку, и подъём соответственно в 6.30… (Занавес)
Никогда не была я сторонницей насильственных методов воздействия на организм. И, рассудив, что после бессонной ночи, он имеет полное право восстановить силы, я естественно в первое утро зарядку проспала. О непоколебимый устав советской системы альпинизма! Все, кто имел хоть какое-нибудь отношение к воспитанию во мне альпиниста, объявили мне утром строгий выговор за злостный прогул зарядки! Сначала испортив тем самым аппетит, а потом и настроение на весь оставшийся день, а день был по сути никакой, одни организационные вопросы и тупка (от глагола – тупить). Одним словом, опять не удалось впасть в медитативное состояние счастья. Я с нетерпением ожидала нового дня, чтобы начать всё сначала.
Однако начать пришлось, естественно, с зарядки. В 7.00. Я скремнилась. Ну ладно. Пятнадцатиминутная пробежка по морене, потом разминка на спортплощадке. Подошла к турнику, посмотрела, как народ мается, подтянулась пять раз, чем некоторых сильно удивила, решила, что хватит с меня и пошла наконец-таки на завтрак. Потом меня записали в отряд новичков. С новичками, я думала, мне должно быть легко, ведь я то не новичок, я уже ого-го сколько гор видела, да я на сам Эльбрус восходила, щас я им всем покажу! Жаль, что нет здесь анимации, чтобы хотя бы схематично показать, как изменилось моё выражение лица, когда я увидела «новичков»: восемь здоровенных парней, полностью соответствовавших образу идеального альпиниста, не мной придуманному: «Альпинист должен быть туп и бесстрашен». Здоровья у них было больше, чем у слонов, не пугали их ни ветер, ни дождь, ни снег, и что мне спрашивается надо было делать в таком «отряде»? Вы, наверное, сейчас все подумали, что я должна была обрадоваться. Но радоваться бы у меня не осталось ни сил, ни желания, потому что требования ко всем предъявлялись одинаковые, а помощи от них можно было ждать столько же, сколько от Брата, который слушал из рации мои призывы о помощи, когда я потерялась на югах, и попивал при этом коньячок в Пирожковой, с кем не помню, кажется с Виталиком. Ну да ладно, не о Брате речь, его я давно простила.
Четыре дня я мужественно терпела снежные, ледовые и скальные занятия, пытаясь улизнуть на скалы, полазать, как я это делаю в рамках своих занятий скалолазанием. Однако моя скалолазная техника здесь ни кому была на фиг не нужна, здесь нужно было вязать мудрёные узлы (я пользуюсь одним – «восьмёркой»), жумарить, дюльферять, забивать в скалу железные крючья и бегать с ледорубом по траве. На третий день для ледовых и снежных занятий мы вышли на ледник с ночёвкой. Соответственно, в рюкзаке кроме тёплых вещей и спальника, лежало немеренно прекрасных девайсов ака каска, ледоруб, обвязка, кошки, личное «железа» и ещё набралось какой-то дряни. Во-первых, я искренне считаю, что максимальным весом женского рюкзака является вес лыж, шлема и термоса с горячим чаем. В данном случае, рюкзак весил как минимум раза в четыре больше. Во-вторых, мои товарищи исчезли за первым же изгибом тропы, и в следующий раз я их увидела часа через три, в базовом лагере.
Последующие два дня я самоотверженно вбивала ледоруб в жёсткий лёд, лазала в кошках по 70-градусным ледяным стенкам и вкручивала ледобуры в блестящую гладь льда. Но когда дело дошло до зарубания на снежном склоне, я не выдержала. Имитировалась ситуация, если вы поскользнетесь на снежном склоне: нужно воткнуть ледоруб в снег и остановить падение, навалившись на него всем телом. Сначала мы зарубались лицом к склону, падая вперёд, потом спиной к склону, падая на спину. И, наконец, нужно было упасть на спину, стоя лицом к склону, то есть упасть вниз головой!
Картина маслом! Вы летите на спине, головой вниз по склону, за секунды набирая огромную скорость, при этом вам надо перевернуться на живот, воткнуть ледоруб в снег, наваливаясь одновременно всем телом, и при этом вас ещё естественно крутанёт вокруг ледоруба. Сейчас, вспоминая, как приходилось под час кувыркаться на Чегете, думается, что требуемый вираж ничего особенного наверное из себя не представлял. Но там, на мокром скользком отнюдь не пологом склоне специально падать на спину, да ещё понаблюдав, как крутило ребят. В общем, давно назревавшее во мне чувство обычного женского самосохранения не выдержало, и я отказалась падать на спину головой вниз, отказалась идти ещё куда-либо с этими лосями, отказалась носить тяжеленные рюкзаки на своих хрупких женских плечах и как вывод из всего вышеизложенного, отказалась заниматься альпинизмом.
Спустя несколько часов я сидела в баре альпбазы и пила пиво «Терек». Первый раз за пять дней я просто отдыхала и могла обратить внимание на то, что происходит вокруг. С мужчинами мне здесь было всё понятно. Моё внимание остановилось на женщинах. С восхождений они возвращались с такими же огромными рюкзаками, как и мужчины, на рюкзаках болтались каски и ледорубы. Они скидывали эти баулы на бетонный пол перед комнатой, принимали холодный душ, потому что горячей воды не было, и бросались рассказывать старым знакомым из прошлогодних заездов, как им удалось покорить очередную вершину. В этот раз это была категория трудности 3Б! Кто-то из девчонок явно спалил днём на солнце лицо, другие днём в лагере носили шорты, обнажая синяки и ссадины… Но не иссякало воодушевление в рассказах об изнуряющих подходах, холодных ночёвках, перенесённых трудностях и тяготах жизни альпиниста
Сидя за ужином в столовой, я слушала разговор своих знакомых (мужчин):
- О, смотри, Женщина-Лошадь и в этом году здесь!
- А вот, Обморок зашла. Кажется, её в прошлом году не было.
- А эта то чего опять припёрлась?
Да, девушки в лагере действительно не отличались красотой. Зато ведь они умели носить тяжёлые рюкзаки и ходить маршруты категории 3Б! Но прозвища получали почему-то не за это…
После ужина ребята совещались и строили планы:
- А на Крумкол есть 3А или только все 3Б и сложнее?
- Надо сходить «открывашку» 1Б на Брно для акклиматизации, а потом можно начать ходить «тройки».
- Меня КСП не выпустит на Архимеда на 3А, потому что у меня не хватает одной 2Б.
- Можно сходить 3А на Укю по Северо-Западному гребню, но это такой Крестовый поход и никакой техники!
- Выйдем на Думалу в 4 утра, поднимемся за три часа на «перемычку», сходим на вершину, спустимся и заночуем на «перемычке». Может, верёвку вообще не будем брать? Там столько снега навалило!
Вечерние посиделки за пивом были не менее содержательными. Тема не менялась. Терминология тоже.
На следующее утро я пошла в администрацию, чтобы узнать насчёт трансфера до Нальчика. Позвонила знакомым, которые на днях должны были стартануть в Терскол, и попросила захватить мои горнолыжные ботинки… Я соскучилась по Чегету!(пусть даже сейчас бесснежному). Я предвкушала уютный отель на Чегетской поляне с душем и горячей водой! (круглосуточно!) Я люблю канатные дороги!(а до скал Пастухова гуляю исключительно в своё удовольствие, и то предпочитаю ратрак). И мне не нравится, когда мною командуют и подчиняют какой-то нелепой дисциплине (фрирайд – это от слова «свобода»). И ещё меня абсолютно не тянет на подвиги. Подвиги – это для мужчин…
Эпилог
Многие десятилетия женщины пытаются отвоевать себе место в альпинизме. С переменным успехом они всё же добиваются своего: проводят соревнования, ходят на Эверест… Среди мужчин – очень много противников женского альпинизма. Вопрос «Альпинизм – женское занятие?» остаётся риторическим, и в нашей свободной стране каждый решает сам, какую сторону принять. Я теперь тоже среди тех, кто нашёл ответ на этот вопрос. Фрирайд – да; скалолазание – да; детисемьяборщ – да; альпинизм – нет.
05.07 – 15.07.2009
Комментарии (13)
Ну наконец-то… Я уж начала думать, что не дождусь твоего рассказа )))
Порадовала
Ну, выглядит так, будто ты, наконец, “коснулась дна” А то уж мы все думали, что ты совсем “беспредельная”! Лично я вздохнул с облегчением
P.S. Только, вот, Братика-то по что обидела?
Наконец-то. Дошло. Ольга, ты больше не блондинко! Всем женщинам и желающим таковыми стать – читать данный текст обязательно! Рекомендовать к изучению в школах и прочих учебных заведениях! Есть места, где женщины просто НЕ-НУЖ-НЫ. А если уж вперлись туда – понимайте, как к вам относятся. Это не шовинизм, просто иногда хочется тишины. Мы же не лезем в ваши магазины
Я вот на выходные к Виталику в деревню ездил – нирвана. Только мужики, собаки, гадюки и ГАЗ-61. А, ну и портвейн (из граненых стаканов!), ром, водка, пиво. После в цивильную жизнь втягивался два дня. Чегет и то раньше отпускает. Очень рекомендую.
То gugu Нечем Ольге меня обидеть, не выросло Хотя, если страпон взять… Бр-р-р-р. Не надо страпон.
Оль, я чего-то соскучился даже по тебе.
Ой, ну как же Брат прав-то! Я всеми четырьмя лапами за … *CRAZY*
Ой, ну как же Брат прав-то! Я всеми четырьмя лапами за …:)))
Брат, я тебя обожаю!!!!
Дима, он не обиделся:)))))
Отчет отличный! Без пафоса, все как есть
Респект и уважуха. Я бы в такой альплагерь даже не сунулась. Для меня горы – это все же в первую очередь удовольствие.
Когда же у меня, наконец, дойдут руки написать свой отчет о восхождении на Эльбрус…
to Snowbird: Отчёт обязательно напиши, эта тема вообще актуальна, а я все отчёты про восхождения на Эль своих знакомых читаю на одном дыхании,так так знакомо не понаслышке. Кстати, хотелось бы уже с тобой в жизни познакомиться, а то ездим в одни и те же места и ты – подруга Светы, насколько я понимаю:))) Ты на Лыжном Салоне будешь в этом году?
to Helga:
Да, лыжный салон постараюсь не пропустить. Ты там будешь? Я обычно в субботу или воскресенье туда заруливаю.
Если ты про Свету Sky_Sonya, то да, мы прыгаем на одном аэродроме
А я думала ты в Питере живешь.
to Snowbird: Я в Питере живу:)))))))))) А что тебя смутило в этом вопросе, Света или Салон?
to Helga: И ты из Питера специально на Салон приезжаешь???
Не на Салон, на афтапати после Салона ))))))))))))))))))))))
to Helga: Ну меня-то ты про Салон спрашивала
Короче, я совсем не возражаю против живого знакомства. И тем более против афтапати ))))